- если запись об отце была внесена, когда родители не состояли в браке между собой, по совместному заявлению отца и матери ребенка;
- запись была произведена на основании подложных документов.
Указанные изменения направлены на исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 4-П, которым постановлено внести изменения в правовое регулирование оспаривания записи об отце в книге записей рождений на основании жалобы наследницы.
Дело заключалось в следующем. После смерти отца на наследство претендовала наследница, по документам которой сведения о покойном отце внесены в свидетельство о ее рождении, но по факту умерший наследодатель не являлся её биологическим отцом. При этом, «настоящая» наследница пыталась оспорить запись об отце «ненастоящей» наследницы, но судами ей было отказано на основании того, что Семейный кодекс РФ не позволяет ей оспорить запись акта об отце другого наследника. При этом довод о том, что покойный не был биологическим отцом второй предполагаемой наследницы не имел правового значения.
Конституционный суд РФ установил, что оспариваемая заявительницей запись об отце ребенка в книге записей рождений произведена органом ЗАГС на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих в браке между собой. Однако судебной почерковедческой экспертизой, проведенной в ходе судебного разбирательства дела, установлено, что подпись отца на заявлении и в записи акта об установлении отцовства выполнена не им самим, а другим лицом.
Документ: законопроект № 1238545-7 «О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации», постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 4-П.