Верховный суд РФ встал на сторону арендатора, который не смог пользоваться участком.
На основании соглашения об уступке женщина получила в аренду участок земли для строительства индивидуального жилого дома. Однако, впоследствии оказалось, что участок расположен в зоне минимальных расстояний газпровода - отвода, в связи с чем, строить дом нельзя. Тогда арендатор решила взыскать с муниципального органа кадастровую стоимость земельного участка и, соответственно, внесенные ею арендные платежи. Требования арендатора администрация не признала. Дело было так.Администрация утвердила границы охранной зоны газопровода-отвода, а на следующий же год поставила на кадастровый учет спорный земельный участок для строительства жилого дома, расположенный недалеко от газопровода. Первый арендатор в 2010 году взял этот земельный участок в аренду, а затем по соглашению об уступке в 2013 году передал его новому арендатору.
Два года спустя администрация обратилась к новому арендатору с предложением о расторжении договора аренды по основаниям нарушения зоны минимальных расстояний магистрального газопровода. Женщина согласилась на расторжение договора аренды при условии возмещения понесенных ею убытков в виде кадастровой стоимости земельного участка, а также уплаченных арендных платежей. Администрация отказалась, в связи с чем, женщина обратилась в суд за восстановлением своих нарушенных прав.
Суды первой, апелляционной, кассационной инстанция отказали арендатору, после чего женщина обратилась в Верховный суд Российской Федерации, который постановил следующее.
Муниципальный орган поставил земельный участок на кадастровый учет в 2010 году, при этом, границы охранной зоны газопровода-отвода утверждены в 2009 году. Таким образом, администрации на момент постановки земельного участка на кадастровый учет с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома" было известно об имеющихся в отношении него ограничениях, сведения которых были внесены администрацией в этот кадастр только в 2015 году.
Арендатор не может построить жилой дом на земельном участке, а в договоре аренды это предусмотрено. В соответствии с положениями ст. 16 Гражданского кодекса РФ (возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления) и ст. 1069 Гражданского кодекса РФ (ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами) арендатор имеет право на возмещение убытков. Право взыскания с муниципального органа арендных платежей предусмотрено ст. 1102 Гражданского кодекса РФ (обязанность возвратить неосновательное обогащение).
Решения нижестоящих судов были отменены, дело было направлено на новое рассмотрение.
Материал подготовлен на основании Определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2022г. № 71-КГ22-5-K3.